На момент написания статьи сам я занимаюсь бальными танцами уже 5 лет. Идея заняться этим видом спорта меня посетила в 33 года. Я был полным чайником в этом плане, поэтому, оглядываясь назад, понимаю, что, начни я заниматься сейчас вновь, имея тот опыт, что приобрел за 5 лет, все сделал бы совершенно по другому… Возможно, эта статья послужит кому-то ключом к большим достижениям в области спортивных бальных танцев. Причем статья, прежде всего, направлена не на взрослых танцоров, а на их будущих детей.
Итак, вам очень нравятся спортивные бальные танцы (СБТ). Но, так сложилось, что в детстве вам не посчастливилось ими заниматься по каким-либо причинам. Теперь вы понимаете, что достичь уровня как в телевизоре практически нереально, зато вполне реально отдать в танцы своих детей и воплотить на них свои амбиции (несбыточные мечты). Я регулярно вижу целые толпы таких родителей, причем их дети совершенно не блещут в этом виде спорта. Казалось бы почему!? Чем хуже они детей тех же тренеров или бывших бальников? Скажем прямо – ничем! Вся соль в том, что бывшие бальники и тренеры четко представляют себе весь алгоритм воспитания танцора от ШБТ (школа бального танца) до М-класса (международный класс), а вы - нет.
Есть целая куча составляющих, зависящих от сложности композиций, правильного выбора тренера, клуба, условий занятий и их количества и качества. Очень важно уметь морально поддержать ребенка в трудный момент и, когда необходимо, применить волевое решение вопреки его желанию. Проблема лишь в том, чтоб правильно определить, когда надо надавить, а когда - дать возможность ему самому решать насколько он готов себя нагрузить. На эту тему написано уже гора всякого рода статей, начиная от поведения родителей на тренировке, конкурсе и до методов выбора клуба, тренера и т.д. Я же хочу обратить внимание на тот факт, что человеческая сущность такова, что, не встав на грабли, до нас не доходит истина.
Я настоятельно рекомендую, особенно студентам, пока еще не обремененным семьей, а так же родителям 2-3 летних детей, мечтающим отдать своих чад в СБТ, самим серьезно позаниматься этим видом спорта хотя бы пару лет. Подчеркиваю, заниматься надо серьезно: до участия в турнирах хотя бы по Хобби-классу. Занятия ради просто попробовать, чтоб потом говорить, я, мол, тоже занимался в свое время, эффекта иметь не будут, потому, как не дадут достаточного опыта по выбору тренеров, методик и поведения по отношению к маленькому танцору. Я пишу это с полной уверенностью, потому как каждый день вижу достаточно приличные потенциальные возможности у детей, которым не суждено раскрыться именно по причине того, что родители, не представляя специфики СБТ, не делают нужных телодвижений. В следствии этого безвозвратно упускается время для ребенка.
Далее я поделюсь своими соображениями по поводу того, что надо делать, в какой последовательности и к чему надо готовиться, если хотите видеть в вашем ребенке ЗВЕЗДУ ПАРКЕТА. Возможно, где-то я ошибаюсь. Повторюсь, лучший советчик – личный опыт!
Некоторые статьи содержат только неправильные мысли - не стоит их принимать близко к сердцу... Данный текст - подобного типа.
Есть огромное количество причин, почему! Хотя, в обычной жизни мужчин почти столько же, сколько и женщин (в смысле танцевального возраста). Основная причина - партнерши в целом танцуют хуже, чем партнеры, и даже не пытаются танцевать лучше. Есть редкие исключения, но они только подтверждают правило.
Итак, почему хуже? Очень просто. Когда мы вспоминаем пары в латине (в стандарте о партнершах идет речь только тогда, когда партнерша криво держит голову или поднимает плечо. Если этого нет, то не важно, с кем танцевать партнеру), мы вспоминаем прежде всего партнера и пару называем по фамилии партнера: "Как там Бернс? Торнсберг?" И смотрят судьи, прежде всего, на партнера. Партнерша - украшение пары. Оценивается ее внешний вид, костюм, поэтому партнершу всегда больше волнует платье, макияж, лак, ресницы и ногти. На партнера смотрят, чтобы оценить танец. Если партнер танцует существенно лучше, то тогда уже начинаю говорить, что партнерша слаба (например, у Ватсона). Если же партнер танцует так же, как партнерша, то начинают говорить, что он танцует плохо - все считают, что партнеры танцуют на какой-то шаг впереди партнерш по мастерству, и если его нет - то уже недооценивают. В E или D классе еще могут оценить хорошо танцующую партнершу, но затем... В финалах любого конкурса партнеры круче партнерш.
Пример. В августе 1997 года на Мировых играх в Лахти по юниорам выиграла пара, где партнер был самым крутым среди выступавших, а партнерша... Было такое впечатление, что перед конкурсом мальчик интересовался у зрителей, не хочет ли кто нибудь с ним станцевать. Девочка старалась повторять за ним движения, иногда успевала.
Поэтому партнеру тяжело найти себе партнершу даже своего класса - в целом танцуют они хуже и практически всегда получают отказ. Суперпример!!!: На World Gay Games 98 в Амстердаме (1-8 августа) соревновались по классам (от А до F!) по стандарту и латине пары - мужчина+мужчина и женщина+женщина вместе. Пара женщина+женщина выиграли латину только по F!, а стандарт по E и F классам!!! А обе программы от С до A выигрывали мужчина+ мужчина!!!
Почему они и не станут танцевать лучше? Где вы видели партнершу, пришедшую тренироваться, если партнер не пришел, чтобы шлифовать свое индивидуальное мастерство? Очень редко совсем иногда бывает. "Вася, ты сегодня не придешь? Ура, у меня сегодня выходной!" А одиноких партнеров (как ни странно, именно партнеров) можно видеть практически в любой студии во время самоподготовки, что-то отрабатывающих перед зеркалом.
Есть и еще причина! Партнерши приходят на танцы не только танцевать, но и искать мужчину своей мечты! Причем, в том, с кем они собираются танцевать, они хотят видеть и партнера и мужчину... То есть требований в два раза больше, поэтому, имея более слабую танцевальную подготовку, они предъявляют завышенные требования. А партнеры смотрят только на уровень танцевания ("Не страшная и ладно...")- уровень подходит, рост подходит - уже согласен.
Ну и конечно типичная женская логика! Партнер всегда знает, чего он хочет. Партнерша - нет. Сегодня она будет танцевать с этим партнером, завтра он не так что-то сказал, пошевелил ногой или рукой - уже нет. Потом не причесался, не позвонил - и она танцевать на этой неделе не хочет. Неделя прошла - приходит, а он уже с другой...
Свадебный танец, далее СТ. Для меня этот вопрос месяц назад (сам женился) был мало актуален. Все, что мне нужно было решить: делать специальный танец или станцевать хорошо отработанную конкурсную вариацию одного из 10 танцев бальной десятки, подогнав ее под размер зала. Хорошо отработанную, в смысле по моим силам конечно. Почему любой из 10? Потому, что свадебный танец, в моем понимании, это не столько танец молодоженов для себя, сколько подарок от молодоженов для гостей или уважение к гостям со стороны молодоженов… Поэтому можно было взять хоть Пасодобль, переодеться и выдать все на что способен. Мы станцевали под СПЕЦИАЛЬНО подобранную музыку конкурсную вариацию Медленного вальса и сняли рассматриваемый вопрос. Но к этому мы шли 6,5 лет, занимаясь бальными танцами, у нас было достаточно места для исполнения этого вальса, мы были одеты в удобную одежду и обувь. Другими словами, мы изначально имели ТЕПЛИЧНЫЕ условия, и вопроса о целесообразности не возникало.
Я бы хотел немного заострить внимание на определенных нюансах, связанных с подготовкой и исполнением свадебного танца потому, что в наш клуб достаточно часто обращаются с просьбой поставить такой танец. Весь же фокус в том, что не всегда это делать целесообразно. Причин несколько. Основная заключается в том, что принцип: «Главное ввязаться в драку, а там посмотрим…» достаточно ощутимо бьет как по карману будущих молодоженов, так и по их самолюбию. Но я полностью разделяю мнение, что Свадебный танец – это здорово! Поэтому остановлюсь на тех моментах, которые следует знать, прежде чем ввязываться в эту прекрасную авантюру.
Для начала надо понять, что будет из себя представлять свадебный танец. То есть нужно изначально предполагать, в каком костюме это будет исполняться (возможны ведь и переодевания), какого свойства пол банкетного зала, какого он размера, а так же, была ли танцевальная подготовка у себя и партнера(ши). Начну с последнего. Я рассмотрю ситуацию, когда ни один из партнеров не имеет достаточно солидной танцевальной практики. Если один из партнеров достаточно серьезно занимался танцами он и без меня прекрасно знает все подводные камни и представляет, как их обойти и надо ли это вообще делать.
Начальная подготовка партнеров (молодоженов). Очень распространенная ситуация, когда девушка страстно желает станцевать СТ, а мужчина мирится с этим, желая сделать ей приятное. Бывает правда и наоборот. Пожалуй, это самый краеугольный вопрос. Получится или нет СТ в конечном итоге зависит от многих ниже перечисленных факторов, но все остальное не так критично как желание обоих партнеров этот СТ сделать. Причем надо иметь в виду, что обучаемость у всех разная, чувство ритма, бывает, отсутствует, а музыкального слуха нет напрочь (верней оно не развито). Поэтому надо сразу здраво подойти к вопросу: оправдывает ли цель средства? В моей практике было такое, что люди делали СТ, а на свадьбе его не танцевали в виду того, что реально не могли попасть в музыку или постоянно спотыкались и забывали шаги (вариацию). Поэтому, если уж Вы решили делать СТ, ясно представляя, что это вам будет стоить по затрате сил и финансов, то отведите на подготовку как можно больше времени. Среднестатистическая пара может подготовить 1 свадебный танец, не имея никакой танцевальной подготовки, чтоб не было мучительно стыдно смотреть гостям в глаза, минимум за месяц. Причем из расчета не менее двух занятий в неделю под присмотром преподавателя и с выполнением «домашнего задания». «Домашним заданием» будем называть самостоятельную отработку между занятиями того, что скажет преподаватель от умения просчитать музыку до отработки конкретного движения. На своем опыте могу сказать, что первые 2 недели своего обучения я учился ловить ритм музыки, просчитывая все, что играло вокруг. При этом одна из основных моих проблем до сих пор - выпадение из музыки во время танца. А на первоначальное освоение основного шага в Джайве мне пришлось потратить 4 часа чистого времени, прежде чем у меня хоть что-то получилось. Так что тот, кто честно считает, что «может выучить китайский за 3 дня» жестоко ошибается.
Итак, вы стали судьей. Появились вопросы - как судить, как выбирать пары, в чем приходить на конкурсы. В этой короткой памятке постараемся решить все проблемы. Как судить? Очень просто. В отборочных турах сначала ставите кресты всем своим парам. Теперь осталось выставить еще некоторое количество крестов. Приглядитесь и выберите одну или две лучшие пары. Им можно крестов не ставить - они все равно проходят в следующий круг. Сэкономленные кресты поставьте своим парам. Черт, Вы же им уже все поставили! Поставьте парам, которые точно не пройдут: гуманизм прежде всего! Нельзя отбирать у людей веру в свои силы, надо развивать в них любовь к бальным танцам. Если сомневаетесь в своих силах, можно между турами подойти и поинтересоваться, сколько крестов получила за предыдущий танец та или иная пара. К сожалению, счетные комиссии сейчас часто компьютеризированы и посмотреть кресты тяжело...
Возможно, что к Вам подойдут те пары, кому Вы не поставили кресты в отборочном туре. Стоит заранее подготовиться и выучить данные фразы - "Этот танец Вы станцевали как-то немузыкально, нехарактерно", "Не хватало динамики, объема в паре", "Очень сильный заход был по этому танцу, практически все финальные пары", " Все очень хорошо, но некоторые моменты мне не понравились. Более подробно? Ну, э-ээ,ммм... Приходите ко мне в студию, я Вам все расскажу".
Что делать в финале? Особенно если Вы сами выступали по D, может даже по Е, а теперь приходится судить B класс? Во-первых, нужно выяснить, какие пары участвуют. Подойдите к счетной комиссии и попросите лист регистрации (те, кто работал в счетной комиссии, знают - так часто бывает). Постарайтесь запомнить часть пар, можно записать. Если Вы судите конкурсы МФСТ - купите последние номера Вестника, там печатают финалы последних конкурсов, МАСТ - поспрашивайте у коллег, они в курсе, кого на какое место сегодня надо выводить. Можете заранее прикинуть - пара, выигравшая в прошлый раз, наверняка станцует не ниже третьего места. Можете ставить первое, не сомневайтесь. Если в финал попали Ваши пары, нельзя ставить им первое и второе место за все танцы. Вы знаете, что они лучшие, но должны проявить солидарность с другими судьями. Если все остальные судьи поставили Вашей паре шестое место, не стоит поднимать первое. Лучше во время всех объявлений мест поднимать свою карточку с местом чуть позже. Пусть думают, что Вы забывчивы. Зато при беглом знании скейтинга можно определить места пар в финале - двое судей поднимают второе, двое - четвертое. Если вы поднимете второе - пара скорее всего вторая, если пятое - то скорее четвертая, в лучшем случае третья. Своей паре можно смело ставить первое, если еще какой-то из судей ставит ей первое. При этом нельзя отчаиваться - то есть ставить все время первое, а за последний танец - пятое. Зрители не любят слабым духом судей, скажут - "сломался..."
Если вдруг Вам предлагают деньги за просуживание какой-то пары, вспомните об уголовном кодексе. Никогда нельзя быть уверенным, что Вам их предлагают от чистого сердца. Необходимо гневно отказаться, правда, бросаться деньгами в лицо не стоит. Вспоминается один из судей, рассказавший историю - "Входит папа девочки и говорит - "Она должна выиграть. Я заплачу". Я подумал - "Денег не хватит". Вдруг вспомнил - папа директор банка, скорее всего, хватит". Место пары в современных танцах напрямую деньгами не определяется - это нужно знать. Через индивидуальные занятия - да, но от прямого подкупа надо отказываться.
О выпивке во время конкурса. Сейчас часто организаторы угощают коньяком, водочкой. Но, например, в МФСТ организаторы до конкурса не имеют права угощать судей. В перерыве будьте внимательны - стоит сдерживаться. Когда бегунки печатаются на компьютере, можно смело обводить номера пар. Если нет - можете обвести пару, которой нет. А это - замечание от главного судьи. Причем из счетной комиссии у Вас потребуют нужный номер пары, которая вышла в следующий круг. Представьте, что вы опять ошибетесь. Если Вы уже не можете разобрать номера пар на спинах, подойдите к ведущему - у него должен быть список пар по заходам. Обведите в бегунке те пары, которые сейчас выступают - по три первых из захода. В финалах необходимо крепко держать карточку с местом над головой. Если в перерыве Вы приняли лишнего, может случиться конфуз - поднимите двум парам одно и то же место. Чтобы не ошибиться - сложите места в порядке возрастания и так и поднимайте. Если все будет невпопад (что вряд ли - так редко бывает) - объясните, что у Вас свое понимание или что-нибудь еще. Но лучше на этом внимание не акцентировать.
Ну вот, еще кто-то представил полезные советы для практикующих танцоров. Давайте я объясню термин "практикующие танцоры" так, чтобы лучше понять его смысл. Я танцую достаточно долго и не вижу конца урокам, которые беру. (Я брал тысячи часов занятий, перемежающихся с тысячами часов занятий, которые я проводил сам.) Мое искреннее убеждение состоит в том, что процесс обучения в бальных танцах никогда не заканчивается. У вас должно быть не только желание обучаться, но и готовность использовать любую возможность научиться чему-нибудь новому. Это вовсе не значит, что не надо намечать себе конкретные цели в то время, как вы танцуете. Конечной цели, конечно, попросту не существует; есть лишь только пройденные километры на пути к улучшению способности танцевать. Если вы продвигаетесь по правильному пути в процессе обучения, то это сразу становится очевидно, т.к. улучшается способность танцевать. Попробуйте использовать это предположение если вам не нравится то, как происходит улучшение. (Успех это не цель, но путешествие. Примените это к танцам, и вот готовая формула успеха.)
Полезные советы для начинающих танцоров? Нужно понять, что когда начинаешь учиться, как танцевать, этот процесс никогда не закончится. Поэтому не пытайтесь выучить все сразу за короткий промежуток времени. Этого просто не произойдет. Все очень похоже на хорошее вино... Необходимо время. Вы не сможете сделать все сплеча, поскольку танцы - постоянно меняющийся предмет. Что-то новое происходит каждый день, и если вы не будете идти "в ногу" со всеми переменами, то, к несчастью, вы не окажетесь в авангарде. Я искренне убежден в том, что кроме основных необходимых факторов которые, как потом выяснится, являются только предпосылками (партнер/партнерша, желающий танцевать; хорошее место где танцевать и хорошая музыка под которую танцевать; хорошая вентиляционная система, которая обеспечит комфорт и многое другое) есть две наиболее важных черты, которые оказывают влияние на развитие (как у начинающих, так и у продвинутых; как у любителей, так и у профессионалов) навыка танцевать : хороший учитель и интерес регулярно выбираться на паркет с партнером и танцевать примерно 5 - 8 часов на каждый час полученных у учителя инструкций. Конечно, не надо перегибать палку и говорить о том, что если я беру 5 часов инструктажа в неделю, то необходимо оттанцевать от 25 до 40 часов, но надо понимать, что время практики должно быть как минимум в 5 раз больше времени обучения. К примеру, если вы берете от 3 до 4 часов занятий с инструктором в неделю, то самостоятельно нужно провести на паркете от 15 до 20 часов. Если же вы берете 10 часов индивидуальных занятий в неделю, то это значит, что вы берете их слишком много!
Идея состоит в том, что "паркетное время" может превратить среднего танцора в танцора выше среднего уровня. Практика может превратить неизвестного танцора в супер-танцора (а может и не превратить). И среди супер-танцоров, при прочих равных условиях, пара с наибольшим временем наработанной практики будет выглядеть лучше всех.